Логотип

Выступление с презентацией

Сегодня разговариваем с Владимиром Мариновичем о том, как сделать максимально полезную презентацию.

Владимир. Сегодня мы беседуем с экспертом по публичным выступлениям и выступлениям с презентациями бизнес-тренером Всеволодом Хорунжим.

Здравствуйте, Всеволод. И сразу такой вопрос: что не так с бизнес-презентациями?

Всеволод. Здравствуйте, Владимир.

Главная ошибка выступающего с презентацией предпринимателя – это подход. Что я имею в виду?

Выступающий считает, что главное в презентации отразить всю информацию на слайдах. И если там все написано, то презентация хорошая.

Владимир. А разве нет?

Всеволод. Презентация – это, прежде всего, выступление. А зачастую, что мы видим? Выступающий монотонно читает собственные слайды, вываливая на нас массу фактов и аргументов. Слышим его невнятное скомканное бормотание, вместо хорошо отрепетированного выступления.

И каков итог? Нас не «цепляет» его безликое выступление, а перегруженность фактами, цифрами и аргументами вызывает чувство отторжения.

Понимаете, Владимир. На презентации, сильное, яркое выступление может компенсировать плохие слайды. Но даже самые хорошие слайды, не «вытащат» плохое выступление!

Владимир. Вот мы и перешли непосредственно к слайдам. Что же там не так? Чем отличаются хорошо подготовленные слайды презентации от плохих?

Всеволод. Здесь я опять начну с подхода. Почему-то сложилось понимание, что презентация – это доклад на слайдах.

Я понимаю, почему так происходит. Бизнесмен «живет» своим продуктом. Он знает о нем все, и хочет поделиться этим знанием.

«Но как же это сделать?» – думает он. Самое простое решение, которое приходит ему в голову, написать всю информацию на слайдах. И вот он пишет пятнадцать преимуществ своего продукта. Рисует сравнительные таблицы по десяти критериям.

Владимир. Но разве инвесторы, клиенты, потребители не хотят узнать как можно больше о предлагаемом продукте?

Всеволод. Хотят, но не в рамках презентации. За это время человек на эмоциональном уровне готов принять решение: нравится-не нравится, хочу-не хочу.

За пять, десять, пятнадцать минут невозможно изложить все. Поэтому дайте два-три аргумента «за».

Владимир. А что же тогда писать на слайдах?

Всеволод. Вопрос в точку! Действительно, если всего два-три аргумента, то, что должно быть на слайде?

Максимальная визуализация! Дело в том, что слушать выступающего и читать текст на слайдах чрезвычайно сложно. И за тот, и за другой процесс у нас в голове отвечает логическое полушарие. А вот слушать и одновременно смотреть на визуальные образы гораздо легче. Потому, что здесь подключается эмоциональное полушарие.

Какую же можно использовать визуализацию?

Первое. Диаграммы. Они могут быть самыми разными: графики, гистограммы, круговые и т.п. Главное, чтобы они читались легко и были видны и понятны аудитории даже с последнего ряда. Для этого сравнивайте не более трех-четырех критериев. Или, например, сравнивайте один критерий за разные временные промежутки.

Второе. Таблицы. Здесь тот же подход. Не перегружайте. И еще одно важное замечание. Аудитория должна сразу видеть из таблицы, что хочет сказать выступающий. Поэтому, когда таблица озаглавлена «Наши конкуренты», мне не понятно, что здесь главное. А если будет написано, «Рост узнаваемости продукта, относительно основных конкурентов», то сразу понятно под каким углом анализировать представленные данные.

Третье. Схемы. Здесь те же рекомендации. Схема должна быть интуитивно понятна, и восприниматься за первые 10 секунд.

И четвертое. Визуальные образы. Один из самых сильных приемов, подключающий к принятию решения эмоциональное полушарие.

Какие здесь рекомендации? В детстве в отрывном календаре я прочитал такую фразу об украшениях: «Украшения любят одиночество». Здесь этот принцип применим в полной мере. Не надо двух-трех небольших картинок или фотографий. Пусть будет одна, но большая! Пусть она «цепанет» аудиторию. Что это будет? Красивое фото вашего товара, или объект построенный вышей фирмой, или фотография улыбающегося инженера вашего предприятия, зависит от контекста выступления.

Владимир. Всеволод, если вы говорите, что текста на слайдах должно быть немного, привести всего два-три аргумента, как оставить в головах те, конкретные данные, что предприниматель хочет донести, например, инвесторам, но которые остались за форматом выступления.

Всеволод. Очень правильный  вопрос.

Первое. То, что мы не пишем, то мы проговариваем. То есть на эмоциональное полушарие будут влиять, в основном, наши слайды. На рациональное – аргументы в нашем выступлении.

Второе. Если есть необходимость более подробно что-либо осветить, или представить дополнительные данные, то я рекомендую подготовить раздаточный материал, который присутствующие могут потом изучить в спокойной обстановке. В нем вы сможете более детально изложить ваше предложение, добавить факты и цифры, которые не вошли в презентацию.

Владимир. Спасибо, Всеволод, за интересные и полезные советы. Предлагаю через некоторое время вернуться к теме презентаций и поговорить об основных ошибках в дизайне презентаций.

Всеволод. Спасибо, Владимир. С удовольствием.

http://blog.dp.ru/post/8850/

http://blog.dp.ru/post/8859/

 

Комментарий