Логотип

Искусство убеждать! Часть 2.

Искусство убеждать. Часть 2.

Сегодня, дорогие читатели, мы продолжим говорить о публичных выступлениях.

Давайте вспомним очень знакомую картину. Оратор выходит выступать, держа в руках десяток другой листов своего выступления. Встаёт за трибуну и начинает читать, не поднимая глаз. Уже через две-три минуты его становится невозможно слушать. Хочется крикнуть: «Отберите у него текст». У аудитории только один вопрос вертится в голове: «Когда он закончит?»

Среди моих знакомых очень многие именно так и выступают. Причем, даже в формате трех-пяти минут.

А вот другая картина. Тот же человек после отпуска приходит на работу и в течение часа красочно, в лицах, сопровождая жестами, рассказывает коллегам, какое у него было интересное путешествие. При этом у него нет в руках заранее заготовленного текста. Максимум несколько фотографий с отдыха. И все его с интересом слушают.

Почему такая разница? Потому что во втором случае вы рассказываете, говорите со своими слушателями, а не просто бубните, никого не замечая.

Ну, доклад - это же серьезно!

Согласен в том смысле, что доклад - это не stand-up. Но серьезно, не значит, что вы не должны разговаривать с аудиторией, не значит чтение по бумажке.

«Но мне некогда готовить доклад самому», - заявляет выступающий. Поэтому доклад мне пишут подчиненные, а я просто не успеваю его выучить.

А вы знаете, что «некогда», это не значит, что нет времени. Это значит, что дело не в приоритете. Я ещё ни разу не видел человека, который бы сказал, что ему некогда, извините, сходить в туалет. И даже, если сейчас он на совещании и не может отлучиться, то при первой же возможности...

В своё время на меня произвёл впечатление тот факт, что президент Путин, не смотря на свою загруженность, выучил английский язык. А вы понимаете, как сложно выделить на это временя президенту.

То есть минимум полчаса времени, чтобы заранее с подчиненным составить план, подготовить тезисы и попросить подобрать нужные цифры можно найти всегда. Если же предстоит ответственное выступление, то и время необходимо выделить соответственно больше. Выступление – это серьезная работа, от которой порой зависит многое.

Во-вторых, зачем читать? Аудитория справедливо полагает, что если вы читаете, то не вполне владеете темой выступления. И доверие к вам, как к специалисту сильно падает.

«Но нельзя же совсем без бумажки. Вдруг от волнения я забуду текст». Вообще-то можно. Но для внутренней уверенности, что бы я рекомендовал иметь под рукой.

На листах формата А6 запишите. Первое. План и тезисы выступления. Второе. Цифровые данные. Зачем перегружать память? Заглянули, зачитали и дальше рассказываете. Третье. Сложные имена собственные.

Итак, если хотите, чтобы вам доверяли как специалисту, чтобы вас слушали и слышали, не пишите текст выступления и не читайте его с трибуны.

Достоевский в романе «Бесы» сказал: «Ну что же в том, что он Кармазинов и вышел с осанкою пятерых камергеров? Разве можно продержать на одной статье такую публику, как наша, целый час? Вообще я сделал замечание, что будь разгений, но в публичном легком литературном чтении нельзя занимать собою публику более двадцати минут безнаказанно...»

Как точно Федор Михайлович уловил этот золотой стандарт вступления оратора - двадцать минут. И когда мы сидим в зале, слушая очередную речь, наш организм очень четко реагирует на этот таймер. Через двадцать минут нам приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы удерживать внимание на выступающем. Но как только мы сами выходим перед залом, то тут же забываем об этом правиле. Особенно, если выступление основное. И здесь есть два типа ораторов.

Назовем первого – «Всезнайка». В том смысле, что он все знает по теме, которую намерен осветить. Он очень много занимался этим вопросом, и потому считает главным ВСЁ. Всезнайка хочет поделиться всем, чем обладает сам. Ведь необходимо сказать и об ЭТОМ, и об ЭТОМ. Не забыть коснуться ТОГО и обязательно упомянуть ТО. Такой выступающий вываливает на бедных слушателей горы цифр, фактов. Таблицы сменяются графиками. Он никак не может закончить, потому что, считает Всезнайка, без этой мелочи его рассказ будет не полным. Конечно, ему не хватает двадцати минут выступления. Всезнайке уже три раза напоминали о регламенте, но его не остановить. В результате слушатели просто раздавлены плитой из его знаний. Но самое интересное, что они практически ничего не запомнили. Слишком много информации. Большая ее часть «прошла» мимо ушей. Этому оратору необходимо посоветовать: не говорите все, что знаете. Пожалейте людей.

Второй оратор – «Водолей». В моей практике были такие. Готовлю с ними выступление. Получается 18-20 минут. Но вот он выходит выступать и, не добавляя ни одного факта, примера, умудряется проговорить минут пятьдесят. Почему? Вспомните фильм «Карнавальная ночь» и персонаж Огурцова, который говорил: «Коротенько, минут на сорок». То есть, еще с советских времен нам кажется, что человек серьезный должен выступать долго. В российской ментальности считается, что чем статуснее выступающий, тем длиннее должна быть его речь. На любом заседании присутствующие именно продолжительностью выступления подчеркивают свою важность. Это превращается в пытку для присутствующих.  Но Водолей в пятый раз говорит об одном и том же. Устав от бесконечных повторений, его давно перестали слушать. Все уже уткнулись в свои телефоны. Вместо зажигательной речи, получилась тягомотная жвачка.

Как-то один мэр мне с гордостью сказал, что он может выступать без бумажки полтора часа. Зачем?

Я уже неоднократно говорил, что с аудиторией необходимо разговаривать. Но как это осуществить на практике.

Давайте по порядку.

Первый очень важный элемент – зрительный контакт с аудиторией. Это то, что отличает выступление мастера от дилетанта.

Когда вы разговариваете с человеком, то периодически смотрите ему в глаза. Со слушателями то же самое. Если их немного (20-30), то постарайтесь встретиться взглядом с каждым. Если же выступаете перед полным залом, то мысленно разбейте его на девять секторов (3х3). И в произвольном порядке смотрите на каждый. Особое внимание уделите краям зала. Так как очень часто оратор концентрируется только на средней части аудитории, забывая об остальных.

Установить визуальный контакт с аудиторией необходимо и по следующим причинам.

Во-первых, слушатели меньше отвлекаются, когда чувствуют, что на них периодически смотрят, а соответственно, внимательнее слушают. И, во-вторых, вам самим важно понимать, как зал реагирует на вашу речь. Может, стоит говорить более энергично, или наоборот, спокойнее. А может быть пора объявить перерыв.

Второй, безусловно, важный элемент – артистизм. Что я подразумеваю под этим термином? Поза, жесты, голос.

Поза. Многие сейчас вспомнили великих диктаторов. Как те, простирая свою длань, повелевали массами. Сегодня нет необходимости в таких гротескных позах. Но кое-что должно быть учтено.

Вы должны стоять уверенно. Спина прямая. Ноги расставлены не слишком широко, но и не прижаты друг другу. И то и другое выдает сильное волнение. Центр тяжести чуть вперед. Плечи развернуты и расслаблены. У неуверенного в себе человека плечи подняты.

Если вам позволяет формат выступления, то не стойте за трибуной. Двигайтесь. Даже небольшие перемещения по сцене в несколько раз сильнее акцентируют внимание на вас. Сделайте несколько шагов к одному краю. Остановитесь. Обратитесь к этой части зала. Затем перейдите к середине или другому краю. Сделайте шаг вперед, уделив внимание галерке. Отступите, охватив вниманием всех слушателей.

Жесты.

Жесты зависят от темперамента. Поэтому здесь нет единого правила. Главное, чтобы они были естественными. Старайтесь жестикулировать на уровне середины (выше пояса, ниже плеч). Оторвите локти от туловища. Разожмите ладони. При этом кисти должны быть не закрепощены, но и не вялы.  

И помните, чем меньше зал, тем меньше амплитуда жестов.

Голос.

Очень мощное оружие оратора. Настолько мощное, что стоит потратить время,  и даже деньги, чтобы его «поставить». Вспомните, случалось ли вам, дорогие читатели, в телефонном разговоре попасть под магию голоса, даже никогда не видя до этого человека. И наоборот, человек с писклявым, нервным голосом редко вызывает доверие.

Глубокий голос с первых же мгновений выступления завладевает всей аудиторией. В нем чувствуется спокойствие и уверенность.

А теперь представьте, что оратор подходит к самой важной части своего выступления. Вот его глубокий голос становится громче. Он говорит все быстрее и эмоциональнее. И вдруг… Пауза… Звенящая тишина… И оратор почти шепотом, чеканя каждое слово, говорит главную мысль своего выступления. И вы эти слова даже не слышите. Вы их ощущаете кожей, мурашками.

Совершенно верно. Владение голосом – это владение и тембром, и скоростью, и громкостью, и паузой.

Итак, вы подготовились. Не стали писать текст. У вас хороший голос. Вы уверенно держитесь. Но слушатели заняты своими делами. Почему?

Ваша речь слишком суха. Одни логические доводы. Нет ярких примеров, историй из жизни, возможно даже шуток.

Вспомните, как вы объясняли своим детям сложение. Есть пример в учебнике: «4 – 2». Но правильный родитель скажет так: «Вот лежат на столе 4 яблока: для тебя, для мамы, для папы, для бабушки. Бабушка и папа съели по яблоку. Осталось только яблоко тебе и маме. Сколько яблок осталось»?

Что получилось? Из «сухого» примера вы сделали небольшую историю. Но когда мы выходим выступать, то почему-то считаем, что аудитория хочет слушать «сухие» примеры. Нет. Они тоже хотят истории. И важные руководители предприятий, и высокопоставленные чиновники, и серьёзные инвесторы. Приведите пример из жизни, или яркое сравнение, или ситуацию, которая может произойти, если не принять ваше предложение. Чем ярче будет ваш рассказ, тем на дольше он останется в памяти и, что очень важно, в сердце.

На этом, уважаемые читатели нашего журнала, я завершаю разговор о публичных выступлениях. Что же дальше?

Первое. Читайте, смотрите в интернете учебные фильмы. Второе. Обязательно как можно больше выступайте. И, конечно, анализируйте свои выступления. Ибо нет толку от опыта, если из него не делается вывод. А чтобы выводы были правильные, третье, поработайте со специалистом. Есть люди, которые самостоятельно научились водить машину. Но с хорошим инструктором это сделать можно быстрее и качественнее.

Удачи, друзья.
http://www.consultantkomi.ru/content/vestnik/DOC-02-2016.pdf

 

Комментарий